1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формиро-
вания новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу
нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си-
туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктив-
ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его нераз-
рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви-
жущей силой экономического роста, повышения эффективности и конку-
рентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важ-
нейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,
благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть
в полной мере использован для консолидации общества, сохранения
единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци-
ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите-
та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон-
фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос-
сийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения
и развития русского и родного языков, формирования российского са-
мосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг-
рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении
устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с
высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто-
вой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к
полноценному качественному образованию в соответствии с их интере-
сами и склонностями, независимо от материального достатка семьи,
места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей
и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также
является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу-
дарства система образования должна обеспечить эффективное использо-
вание своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных,
финансовых.